Утро – мы едем из Усть-Баргузина в Иркутск.
Вчера между супом и шашлыком мы с Сашей разработали план путешествия с Байкала на Алтай – второй регион, куда мы непременно хотели заехать.
Изначально, еще в Москве, мы думали просто доехать от Иркутска до Новосибирска, а потом повернуть вниз, проехать мимо Барнаула, потом по Чуйскому тракту, и остановиться на Алтае в кемпинге где-нибудь в районе Кош-Агача. Но в пути поменяли свое решение, так как я прочитал в инете, что сейчас можно проехать на легковой машине до Телецкого озера со стороны Новокузнецка.
На северный берег озера ведут две дороги: первая, самая известная и вся асфальтовая идет из Горно-Алтайска, а вторая, частично гравийная, и по ней ездят реже, начинается после Новокузнецка. Эта дорога была нам удобнее, - она позволяла не ехать до Новосибирска, а повернуть на Алтай раньше, в районе Кемерово и, во-первых, сократить дистанцию до озера, а, во-вторых, это давало возможность при выезде с озера в обратный путь свернуть на Горно-Алтайск и выехать к Чуйскому тракту по новому маршруту. Ведь ездить по одной и той же дороге два раза скучно. Единственно, что смущало, это качество гравийного куска дороги – сведения разнились: от «нормальная, спокойно проехали», до «ужасная, не представляю, как наш водитель справился».
Но тут я наткнулся на видео, которое было снято недавно ребятами, проехавшими по этой дороге, и с подробными комментариями. Стало понятно, что дорожка не слишком отличается от тех, по которым я много раз ездил у нас в средней полосе и протяженность гравийной части не превышает 150 км. Тогда едем по ней, решил я.
Итак, предварительный план вырисовывался следующим: 18-е - Иркутск, 19-е – остановка где-нибудь в районе Красноярска, 20-е – окрестности Новокузнецка, 21-е – северный берег Телецкого озера. Такая разбивка маршрута позволяла, не особо утомляясь, доехать до Новокузнецка, а последний отрезок получался небольшим, что-то около 300 км. И тогда на озеро мы попадали к обеду – выигрывали еще полдня на Алтае.
Стали наполнять план конкретикой: во-первых, в Иркутске я через Booking снял квартиру – надо было решить вопрос с голубыми «ездовыми» и, вообще, с грязной одеждой, а там есть стиральная машина, во-вторых, на 19-е, нашел и забронировал гостиницу «Бородино» в одноименном городке под Красноярском, и, в-третьих, Саша нашел кемпинг «Исток» на Телецком озере, позвонил туда и закрепил за нами два домика на три ночевки – 21, 22 и 23-го июля. Ночлег под Новокузнецком решили не искать и не бронировать заранее – в Иркутске или в Бородино успеем.
Вчерашние посиделки у костра дали нам еще одну ценную информацию: из слов соседей по кемпингу выяснилось, что недавно возобновил работу паром через реку Селенга. Дело в том, что из Усть-Баргузина в Иркутск ехать просто по дорогам не очень удобно – приходится возвращаться обратно в Улан-Удэ, а потом ехать оттуда в Иркутск. Если вы посмотрите на карту, то поймете, что виной этому река Селенга – дорога ее огибает, так как мостов в районе Байкала нет.
Но летом в какой-то момент запускают паром, на котором можно пересечь реку и сократить путь до Иркутска почти на 150 км – не возвращаясь к Улан-Удэ, выехать сразу на трассу вдоль южного берега озера.
Саша нашел расписание в инете. Самый первый паром отходил от нашего берега реки в 9 30, но мы решили приехать раньше, чтобы занять очередь и точно на него попасть. Паром вмещает не более двенадцати машин и ходит раз в полтора часа (мы это тоже узнали от соседей). Терять время в ожидании следующего рейса? Не наш метод, - лучше встанем пораньше.
Выехали из «Уюта» в 6 утра и часа через три свернули с трассы к поселку Турунтаево. Затем по улице с пророческим, как потом выяснилось, названием Коммунистическая доехали до паромной переправы. Постояли в очереди, загрузились и поплыли.
Очередь на паром
Паром через реку Селенга
Река Селенга вид с берега и вид с парома
Ни при загрузке, ни после на пароме, денег с нас не взяли, но я не переживал – возьмут при выгрузке. «Тысячу, наверно, не больше.» - думал я. Каково же было мое удивление, когда и при выгрузке никто даже не заикнулся о плате за проезд. И не было даже момента, как мне показалось, когда с кого-то в принципе могли взять деньги – выгрузка происходила очень быстро, без пауз и остановок. И «сборщика податей» с характерной сумкой на животе, билетиками-квиточками и прочими атрибутами кассира-контролера, мы тоже не заметили.Значит, все так и должно быть – проезд бесплатный, то есть даром. Вот он коммунизм, построенный на отдельно взятом пароме – решили мы с Сашей. И улица Коммунистическая к нему ведет – это символично.