17-е июля, 8 с копейками.
Ехать от Усть-Баргузина до Баргузинского заповедника (так говорят местные, официально он называется «Забайкальский национальный парк») всего минут 15. Сначала по асфальту, а потом по грунтовой дороге мы добрались до ворот со шлагбаумом, где с нас взяли какие-то небольшие деньги за въезд (рублей 400 или 500) и выдали бумагу, что мы их заплатили.
За воротами началась песчано-гравийная, расчищенная грейдером, дорога, ведущая вглубь заповедника. Первые 10 километров вдоль дороги росли ёлки и березки почти без подлеска, на земле мох и кустики черники. «Очень перспективный лес», - подумал я, и сказал Саше: «Давай тут грибы поищем, когда будем возвращаться? Лес правильный – должны они тут расти». Он согласился: «Конечно. Ну, если вернемся», и кривовато усмехнулся. Дорога была действительно плохая – «гребенка», как на испытательном полигоне, где тестируют подвеску на выносливость.
Я знал, что по дорогам такого типа нужно ехать быстро, 70-80 км/час, тогда мелкие волны почти не ощущаются – подвеска не успевает отрабатывать неровности и машина пролетает над ними без тряски. Но это, если ты более-менее знаешь дорогу. И местные пролетали мимо, обгоняя нас, а я послушно плелся за соседским Филдером (30-40 км/час) – так надежнее. И раздражался, потому что нервничал – выдержит ли машинка такие испытания, не отвалится ли что-нибудь ценное по дороге? Что-то раздраженно ворчал себе под нос.
Тем временем мы выехали из леса и началась другая природа: слева был Байкал, впереди горы, а кругом песчаная пустошь с дюнами, покрытая местами травой и неизвестными мне цветами, кое-где кусты и деревья. Пейзажи и правда очень красивые.
Тряска выматывала, все внимание я сосредоточил на езде – мало ли что встретится, а Саша фотографировал красоты. Описывать не буду – не умею, да и видел я их, в основном, на Сашиных фото.
Я обратил внимание на столбики с голубыми табличками, стоящие по обеим сторонам дороги. На табличках было написано «Зона покоя. Из машины не выходить». Дюны легко разрушаются – по ним ходить не стоит. Поэтому тут заповедник и нет пеших туристов.
Но вот пустошь кончилась и начался светлый сосновый лес, в котором, к нашему удивлению, обнаружился кемпинг полный туристов
Слева, прямо на берегу озера-моря, стояли палатки и машины, еще мы увидели мангальные площадки, со скамейками и навесами, а справа в лесу цивильные на вид, деревянные кабинки с трубами вытяжек – туалеты.
Кемпинг растянулся почти на километр, и почти все места в нем были заняты. В середине стояло несколько деревянных строений (наверно, администрация), а рядом ларьки, в которых торговали самым необходимым: соль, спички, баллончики с газом, консервы, коробки с лапшой и т.п.
Через 30-40 километров пути Филдер, за которым мы ехали, остановился на берегу залива Култук. Каменистый берег, очень прозрачная вода, лесистые горы – красиво. Мы тоже вышли из машины передохнуть и посмотреть.
Потом еще 10-15 километров по ухабистой, петляющей по горам дороге, и мы выехали к Чивыркуйскому заливу, на берегу которого находится Монахово – конечная точка нашего путешествия в заповеднике.
Это небольшой поселок, в котором живут служащие заповедника, а рядом, прямо на берегу, располагается еще один кемпинг. Здесь, как и в том, что мы видели раньше, останавливаются, в основном, рыбаки (с чадами и домочадцами). Это стало понятно по большому количеству надувных лодок с моторами на берегу.
Промышленный вылов рыбы в Байкале запрещен, но на удочки, для себя, ловить можно. И рыба тут есть. Ловить ее, жарить на мангале, варить уху, а еще и жить среди красивейшей природы заповедника, на песчаном пляже теплого залива, где можно с удовольствием купаться – настоящий рыбацкий рай.
Саша, как всегда и везде, где была такая возможность, полез на гору, чтобы сфотографировать сверху всё-всё-всё. В Монахово для этого есть специальная площадка, к ней ведет лестница в 300 ступеней. Я же в это время курил на скамеечке в кемпинге – расслаблялся после нервной дорожки.
Искупавшись и попивши из термоса чаю «с чем бог послал», а вы помните, что посылал он нам немало, мы засобирались в обратный путь. Начинался дождь.
Теперь я мог ехать гораздо быстрее – дорога знакомая, и соседи на Филдере остались в Монахово – не за кем было плестись. Приехав, они сразу начали ставить палатку, накачивать лодку и поправлять снасти – видимо глава семейства был заядлый рыбак – он собирался ловить рыбу до вечера, несмотря на дождь.
А еще я мечтал пособирать грибы в «перспективном» лесу на выезде из заповедника, и торопился добраться туда, пока дождь не очень разошелся. Мы ехали быстрее, но тряска и мои волнения по поводу машинки не ослабевали: «Эх, точно сломается что-нибудь. Обещали Маше «прикол», а не надо было», - думал я.
Наконец, найдя подходящую площадку рядом с дорогой, мы остановились, чтобы пойти по грибы. Ходили-ходили и ничего не нашли, кроме злющих комаров, которые кусались, как лошади. Они и размеров были каких-то лошадиных – раза в два больше наших подмосковных, и нападали табунами, видать, мало человечины попадалось им в заповедных лесах – мы были лакомыми кусочками.
Бог с ними, с этими грибами – надо уносить ноги, пока комары не съели. Скорее в машину и быстро домой, там шашлык уже замаринован, а без грибного супа как-нибудь переживем.
Но через какое-то время Саша, который внимательно смотрел в окно на лес вдоль левой обочины, закричал: «Илья – гриб!» Я остановился не сразу: во-первых, сначала не поверил Саше, а, во-вторых, встать вот тут, на довольно узкой дороге без обочин, показалось мне не очень правильным. Но желание сварить супчик победило, и метров через 50-60 я затормозил, Саша побежал за грибом, а я остался в машине со включенной аварийкой.
Минут через 5 Саша вернулся с пятком отличных подосиновиков – красивых, больших и абсолютно чистых. «Везет же некоторым!», - позавидовал я.
Поехали дальше, и вот опять Саша кричит про грибы, а я опять «торможу» и останавливаюсь метров через «дцать», а он опять приносит красивые и чистые подосиновики – вот везунчик!
«Ну все – на суп точно хватит. И без приключений-приколов обошлось, и вроде Филдер цел», - размышлял я, когда впереди уже показались ворота заповедника – оставалось каких-то 200-300 метров.
Но тут Саша опять прокричал про грибы, а я, задумавшись, опять проскочил метров на 50. Саша побежал за грибами, а я решил сдать назад, чтобы он побыстрее вернулся в машину, и мы, наконец, выехали бы на нормальную дорогу и прекратили ломать машинку.
Включаю заднюю, жму на газ, а Филдер не едет. Что такое, ручник? Да нет, - опять жму на газ. Тут я услышал крики. «Стой-стой!!!», - вопил Саша и кто-то еще. Я выключил двигатель, открыл дверь и вылез из машины.
Позади нас, вплотную, стояла старая, приземистая, когда-то белая, покрытая грязью, праворульная японка. С правой ее стороны молча стоял потрясенный Саша, а слева, всплескивая руками, приплясывал мелкий мужичонка в кепке и причитал: «Эт, ты че, эта, назад то прешь! Я тут и так еле за тобой остановился-то! А ты, эта, чего вздумал-то? Назад то смотри!» От изумления он даже не матерился. Я сделал пару шагов к месту происшествия.
«3.14159065 бамперу», - констатировал Штирлиц. Я был с ним почти согласен - средней части бампера, раздавленной об «нос» японки, уже не существовало. (*)
Видимо, мужичонка затормозил настолько впритирку, что я не заметил его низенькой и грязной машины. И не было удара при столкновении – сдавая назад, я просто сильно прижал бампер Филдера к бамперу старой Тойоты, а он у нее жесткий и вмял наш «по самые небалуй».
«Это все гадские Сашины грибы!», - решил я, надо же было кого-то обвинить в своей оплошности. А вслух сказал: «Извини, не заметил. Сейчас разберемся». И полез в машину, чтобы проехать вперед, а затем осмотреть повреждения, нанесенные престарелой японке.
Про наш бампер я уже все и так понял – под замену.
------------------------------------------------------------
(*) «Я был с ним почти согласен» - Штирлиц ошибся в числе «Пи», в 6-м знаке после запятой. Правильно было бы «3.14159265».